ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ФОРМУЛЫ «ДОКУЧАЕВА-ЙЕННИ»
В РЕКУЛЬТИВАЦИОННОМ ПОЧВОВЕДЕНИИ

А.В.Накаряков, В.А.Щербинин (rekultivation@psu.ru)

Пермский университет

// Экология фундаментальная и прикладная. Проблемы урбанизации. Екатеринбург, изд-во УрГУ, 2005 г., с. 239-241.

 

В.В.Докучаев в конце 19 века сформулировал, а Г.Йенни в середине 20 века записал определение почвы и почвообразования в виде математического алгоритма. Это определение по существу явилось первой математической моделью объединяющей экологические факторы в экосистему.

S→f(cl, o, r, p, t …)

Где: S- почва, сl – климат, о – организмы, r – рельеф, р – порода, t – время.

Эта формула, опубликованная в 1941 году, впоследствии стала широко известна во всех странах мира. В СССР не все и не сразу заметили, что по научному содержанию Г.Йенни лишь последователь и математический оформитель научной продукции В.В.Докучаева.

Равнозначность экологических факторов по В.В.Докучаеву означает, что: во-первых, нет почв, образовавшихся без какого-либо из факторов; во-вторых, - невозможно какое-либо изменение любого из факторов, чтобы адекватно не изменилась почва. Другое дело, что доступные методы исследования не всегда достаточно точны, чтобы замерить все эволюционные изменения почв.

В последние полвека в связи с взрывным ростом добычи сырья и строительства интенсивно растут площади земель с уничтоженным почвенным покровом. При этом земная поверхность на таких участках образуется различными грунтами «непочвенного характера». В тех местах, где поверхностный грунт не содержит токсических веществ и имеет достаточную емкость ионного обмена, уже в первые годы хорошо растут бобовые растения. При внесении азотных удобрений также хорошо растут злаковые и другие растения, не обладающие способностью к симбиотическому питанию азотом.

Такие явления не укладываются в привычные представления о почве, как носительнице плодородия, сложившиеся со времен В.Р.Вильямса. Возникает необходимость соотнесения классических представлений о почве и ее плодородии с новыми фактами, полученными в рекультивации – научной дисциплине (Б.П.Колесников,1974), призванной обеспечивать теоретическое обоснование восстановления продуктивности техногенных ландшафтов.

Первая попытка «ноосферного» подхода к понятиям о почве и ее плодородии (Бермана, Трофимов, 1974), получила развитие и оформилась в концепцию расширения теоретической базы почвоведения, включения в нее почв техногенных ландшафтов (Таргульян, Соколов,1978; Таргульян, Соколова,1996; Герасимова и др.,2003; Андроханов и и др., 2004). Почвы техногенных ландшафтов включены в современную Классификацию почв России (1997). Общетеоретические представления о классификации техногенных почв остаются эволиционирующими, дискуссионными. Представления о плодородии техногенных почв пока остаются в стороне от прямого обсуждения.

Авторами основные понятия рекультивационного почвоведения обсуждаются на основании обобщения экспериментальных исследований по рекультивации отработанных россыпей и выработанных торфяников Урала (Накаряков, Щербинин,2004; Гаджиев, Накаряков,2004; Накаряков,2004). Такие исследования ведутся в Пермском университете с 1971 года.

Основа позиции авторов – вышеприведенная формула «Докучаева-Йенни». Эвристический потенциал этой почвенно-экологической формулы в рекультивационном почвоведении пока используется недостаточно. Предельно лаконично формула «Докучаева-Йенни» может быть представлена всего двумя словами «зональность → профильность». Следовательно, техногенные почвы в классификации в принципе не могут быть выделены на уровне особого таксона. Итоговым продуктом почвообразования в техногенных ландшафтах будут не новые «-земы», а зональные почвы, адекватные комбинации факторов в формуле «Докучаева-Йенни». При этом сторонникам «эмбриоземов» следовало бы указать, что они считают защитной «утробой» для этих почв и когда эти почвы выйдут во внешнюю среду. Все-таки эмбриональная стадия по смыслу прочно закреплена за внутриутробным этапом развития организмов.

Очевидно, что любое местоположение в техногенных ландшафтах с момента экспонирования на земной поверхности полностью соответствует понятию «почва», заключенному в формуле «Докучаева-Йенни». Все факторы присутствуют, но значение их обобщающей функции – профиль почвы – проявляется пропорционально времени и исторически эволюционирующему комплексу организмов (живых и мертвых). За время зрелости – несколько тысяч лет – любой техногенный ландшафт развивается в зональную экосистему с зональными почвами, адекватными комплексу факторов почвообразования. Отсюда следует рациональная редакция докучаевского определения почвы в рекультивационном почвоведении «Почва – это верхняя часть рыхлой земной коры, дифференцированная на генетические почвенные горизонты в соответствии с биологической и экологической историей местоположения. В экологическом отношении почва должна оптимизировать водно-воздушный, пищевой и, отчасти, тепловой режимы и обеспечивать переработку метаболитов до исходного «сырья», потребляемого растениями – аммиака, углекислоты, воды, элементов минерального питания растений»

Соответственно в почвах техногенных ландшафтов с очевидностью выделяются четыре временные стадии эволюции:

1. Свежие поверхности, нет никаких признаков горизонтов, – стадия «техногенных элювиев» - Ф.К.Рагим-Заде (1977). На токсичных субстратах эта стадия более длительная, обратнопропорциональна периоду биологической активности (число дней с t° +10, не лимитированных по увлажнению).

2. «Инициальные почвы» - стадия явно стартовавшего почвообразования, должны быть заметными первые горизонты, например, лесная подстилка.

3. «Молодые почвы» - стадия «детского» профиля – должны быть заметны горизонты, позволяющие прогнозировать будущую почву.

4. «Прозональные почвы» - профиль приближается к зональным почвам, например, «карликовые подзолы клевера», маломощные черноземы.

Плодородие почвы – второе базовое понятие рекультивационного почвоведения. У рыхлых горных пород при анализе конкретных характеристик достаточно много общего, в субстратном плане, с массой А1 как эталоном "почвы - плодородного вещества" - имеются поры разного размера и в достаточно большой доле от объема, есть водоудерживающая способность, подвижные формы фосфатов и калия.

Активное воздействие корней на среду - выделение кислот, ферментов и других активных соединений, ускоряет диффузию ионов с твердой фазы в раствор. В этом плане глинистая безгумусная коллоидная фаза рыхлых пород - достаточно благодатный субстрат для корней. Они не конкурируют за пищу с только  нарождающейся ещё почвенной биотой (существенная разница по сравнению с зональными почвами). Коллоидная фаза "зрелых зональных почв" представлена главным образом органо-минеральными и гумусовыми комплексами. Здесь нет "свободных фондов фитопригодного химически активного вещества" - всё задействовано и пущено в биологический круговорот предшествующими поколениями организмов, сформировавших почву как "биокосное тело". Формируется новая система компартментов – на основе коацервации живого, органического и минерального. Привлечение концепции «компартментации» (Карпачевский, Зубкова,2003; Накаряков,2004) показывает, что новые поколения растений в зональных  почвах усваивают то, что высвобождено уходящими поколениями (через почвенные циклы круговорота) либо внесено в виде удобрений. Таким образом, плодородие пород можно предварительно назвать «фаза плодородия свободных фондов», а плодородие почв – «фаза стабильной компартментной регуляции».

Изложенные обстоятельства в существенной мере снимают енсационный характер" с фактов получения "необъяснимо высоких урожаев" на некоторых породах, слагающих отвалы. Со временем выяснилось, что мелкозёмные породы, даже лессы, в качестве пашни значительно менее "технологичны" по сравнению с зональными почвами - растения на них, особенно многолетние травы, резко снижают продуктивность при уплотнении вследствие выпаса скота или технологических проходов техники в процессе эксплуатации рекультивированных земель. Информация, полученная в "рекультивационном почвоведении", в целом только подтвердила незаменимость почвы как средства производства продовольствия.

Строго говоря, в плодородии на почву приходится лишь способность оптимизировать за счет своих особых качеств водно-воздушный, пищевой, в некоторой степени тепловой режимы для растений и замыкание циклов круговорота жизненно важных элементов. В плане расширения общетеоретической базы почвоведения (Таргульян,1983) за почвой можно считать три атрибутивных признака: поверхностное положение, профильность и замыкаемость циклов биофильных элементов.

Библиографический список

Андроханов В.А., Куляпина Е.Д., Курачев В.М. Почвы техногенных ландшафтов: генезис и рекультивация. Новосибирскзд-во СО РАН, 2004.

Берман Д.И., Трофимов С.С. К определению понятий о почве и ее плодородии // Проблемы рекультивации земель в СССР. – Новосибирск: Наука, 1974. С. 25-30.

Гаджиев И.М., Накаряков А.В. Обобщенная модель химического состояния почвы // Сохраним планету Земля: Доклады международного экологического форума. СПб., 2004. С. 383-388.

Герасимова М.И., Строганова М.Н., Можарова Н.В., Прокофьева Т.В. Антропогенные почвы.2003.

Колесников Б.П. О научных основах биологической рекультивации техногенных ландшафтов// Проблемы рекультивации земель в СССР. – Новосибирск: Наука, 1974. С. 12-25.

А.В.Накаряков, В.А.Щербинин.  Об общности почвенно-теоретической прблематики озеленения городов и рекультивации земель. // Сохраним планету Земля: Сборник докладов Международного экологического форума, 1-5 марта 2004 года; СПб./ Под ред. Б.Ф.Апарина; Центральный музей почвоведения им. В.В.Докучаева, СПб; 2004. - С. 285-290.

Накаряков А.В. Компартментная организация почвы как основа почвенного метаболизма в естественных и аграрных экосистемах//Материалы научной сессии по фундаментальному почвоведению. М., МГУ, 2004.с.84-85.

Рагим-Заде Ф.К. Техногенные элювии вскрышных пород угольных месторождений Сибири, оценка их потенциального плодородия и пригодности для восстановления почвенного покрова. Автореф. канд. дисс. Новосибирск, 1977.

Таргульян В.О. Экзогенез и педогенез: расширение теоретической базы почвоведегния // Вестн. Моск. ун-та. Сер.17 – Почвоведение. 1983. № 1.С.33-42.

Таргульян В.О., Соколов И.А. Структурный и функциональный подход к почве: «почва – память» и «почва – момент» // Математическое моделирование в экологии. М.: Наука, 1978. С.54-67.

Таргульян В.О.,Соколова Т.А. Почва как биокосная природная система: «реактор», «память» и регулятор биосферных взаимодействий // Почвоведение. 1996. №1. С.34-47.

 

 

Используются технологии uCoz