Агроэкология

Для специальности «Экология»

 

1. Цель курса

Курс «АГРОЭКОЛОГИЯ» призван обеспечить студентам-экологам биологического профиля необходимый уровень информации и умения владеть ею для экологических выводов в связи с экологическими последствиями производства продовольствия.

2. Задачи курса

Задачи курса состоят в том, чтобы:

- сформировать и закрепить у студентов необходимый минимум знаний о технологии производства продовольствия;

- понимать смысл и уметь давать оценку экологическим следствиям основных блоков агротехнологии: 1 – обработка почвы; 2 – удобрение; 3 – осушение; 4 – орошение;

- владеть материалом и уметь рассчитывать количественные и качественные параметры вложения дополнительной энергии в производство продовольствия.

 

3. Требования к уровню содержания курса

Общая трудоемкость дисциплины составляет  52 часа, из них 24  часа отводится на лекции, 12 часов на лабораторные работы и 16 часов на самостоятельные занятия

Хлеб насущный есть хлеб насущный. Специалист-эколог с университетским дипломом обязан иметь профессиональный минимум представлений о технологии производства продовольствия и его влиянии на экологическую ситуацию. После усвоения курса студенты-экологи должны уметь анализировать экологические последствия аграрного производства и делать выводы, в том числе документальные заключения по конкретным ситуациям в системе «производство продовольствия – состояние окружающей среды».

 

Темы и краткое содержание

Раздел 1. Введение

1. Место курса в системе естественнонаучного образования.

2. Содержание курса

2.1. Разделы курса

1) Предмет, содержание и задачи курса «агроэкология».

2) Материальное и энергетическое обеспечение производства продовольтсвия.

3) Экологические следствия обработок почвы.

4) Экологические последствия применения удобрений и агрохимикатов.

5) Экологические последствия мелиораций.

2.2. Темы и краткое содержание

1) Введение.

История аграрной деятельности человека и ее экологическое значение. Примеры положительные (дельта Нила, «сады Семирамиды», заливные луга России, польдеры Голландии) и отрицательные (пустыни, солончаки, овраги, исчезновение видов, сокращение площадей естественных ландшафтов и т.д.).

2) Предмет агроэкологии

Общая характеристика и место агроэкологии в современной экологической проблематике Негативное влияние на агроэкосистемы ухудшения состояния среды и агроэкосистем, особенно интенсивных, на окружающую среду. Аграрная деятельность и ее влияние на экологическую ситуацию в мире и в России (положительные и отрицательные примеры). Экологическая стабилизация - общая задача в агроэкологии.

3) Экологические факторы в агроэкосистемах (синагроэкология).

Состояние, значение, особенности действия, возможности управления и задачи стабилизации. Опыт разных стран.

4) Сравнительная характеристика условий в аграрных экосистемах.

Поле (луг, пастбище) ® огород (сад, бахча) ® парники (пленочные теплицы и укрытия) ® капитальные теплицы ® фитотрон. Технологический опыт зарубежных стран и России.

5) Интенсификация в аграрном секторе.

Вынужденный характер интенсификации производства продовольствия. Прямые и косвенные экологические последствия. Состояние проблемы в разных странах. достижения и неудачи.

6) Агроэкология как фактор экологии человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости аграрных и социальных проблем с экологическими. Влияние технологии возделывания на качество продукции. ПДК. Экологически чистая продукция. Проблема пищевого и кормового белка, незаменимых аминокислот и другие примеры.

7) Агрохимикаты (яды, гербициды, стимуляторы).

Неизбежность применения, экологические последствия, повышенная требовательность к квалификации и технологической дисциплине. Отсутствие технических возможностей для надежного контроля в России. Побочные и остаточные эффекты.

8) Минеральные удобрения как фактор экологии.

Производство и применение минеральных удобрений в мире и в России. Прямые (связанные с потреблением) и косвенные (связанные с производством) экологические следствия. Сопряженные естественно-научные и социальные проблемы.

9) Мелиорация, ее значение для экологии.

Экологические последствия осушения, орошения, рекультивации и других видов мелиорации. Положительные (польдеры, террасы, рекультивация угодий) и отрицательные (болота в пустынях и песчаные пустыни в Белорусском полесье) примеры. Значение технологии и концепция стабилизации.

10) Обработка почвы и ее экологическое значение.

Ослабление устойчивости ландшафта. Запыление воздуха, замутнение вод. Эрозия, переуплотнение, заболачивание Задачи экологически лабильной интенсификации и стабилизации.

2.3. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Составить проект самообеспечения семьи продовольствием. Набор продуктов производимых и закупаемых (обмениваемых), расчет затрат времени, денег и средств.

2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Рефераты – Обзор общественно значимых публикаций СМИ по актуальным вопросам продовольственного обеспечения и его качества («продовольственная безопасность», «поддерживающая емкость», «общество устойчивого развития», «энергетическая субсидия»).

2.5. Примерный перечень вопросов (практических занятий) к зачету (экзамену) по всему курсу.

Экзаменационные вопросы отражают основное содержание курса и предусматривают проверку степени владения студента усвоенным материалом.


Распределение часов курса по формам и видам работ

N

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия, в т.ч.

Самостоя
тельная работа

Лекц.

Прак.

1

Предмет, содержание и задачи курса «агроэкология».

4

2

 

2

2

Материальное и энергетическое обеспечение производства продовольствия.

12

4

4

4

3

Экологические последствия применения удобрений и агрохимикатов.

18

8

4

6

4

Экологические последствия агротехнологии и мелиораций.

18

10

4

4

 

Итого

52

24

16

14

4. Форма итогового контроля

Экзамен

5. Учебно-методическое обеспечение курса.

Авторская версия курса подготовлена в компьютерном варианте. Имеются методические указания по выполнению лабораторных работ.

1) Рекомендуемая литература обязательная

Агроэкология  Учебник для вузов (под ред. Черникова В. А., Чекереса А. И.). Черников В. А., Алексахин Р. М., Голубев А. В. и др. М: Колос  2001.

Кирюшин В.И. Экологизация земледелия и технологическая политика. М.: изд-во МСХА. 2000. 474 с.

Минеев В.Г., В.Д.Панников. Почва, климат, растение, удобрение и урожай. М. Агропромиздат, 1989.

2) Рекомендуемая литература дополнительная

И.П.Бабьева, Г.М.Зенова. Биология почв. М., Изд-во МГУ, 1989.

В.В.Вавилов и др. Растениеводство. М. 1986

В.Ф.Вальков. Почвенная экология. М. Агропромиздат. 1986

Г.В.Добровольский, Л.А.Гришина. Охрана почв. М.,Изд-во МГУ, 1985.

Карпаческий Л.О. Экологическое почвоведение. М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1993. 184 с.

В.Г.Минеев. Агрохимия. М. МГУ., 1990.

Экология. Учебное пособие (колл. авторов под общей ред. С.А.Боголюбова). М., «Знание». 1997.

 

Составитель: А.В.Накаряков, к.б.н., доцент.

 

Используются технологии uCoz