Растениеводство

Для специальности «Биология»

Организационно-методический раздел

Курс «РАСТЕНИЕВОДСТВО» рассчитан на усвоение студентами биологического факультета минимума знаний о теории и технологии производства продовольствия – выращивании растительных продуктов и обеспечении кормами животноводства

Задачи курса

1. Сформировать и закрепить у студентов необходимый минимум знаний о технологии производства продовольствия; ознакомить студентов с современным состоянием проблем возделывания растений. Рассмотреть связи между обострением обеспечения продовольствием и ухудшением экологической обстановки в мире и в России.

2. Развить у студентов способность понимать смысл и уметь давать оценку экологическим следствиям основных блоков технологии выращивания растений: 1 – обработка почвы; 2 – удобрение; 3 – осушение; 4 – орошение;

3. Ознакомить студентов с подходами расчета количественных и качественных параметров вложения средств, материалов, труда и энергии в растениеводство и производство продовольствия вообще.

Итогом изучения курса растениеводства мыслится:

- формирование у студентов представлений и критериев оценки состояния дел с производством продовольствия на личном, государственном и мировом уровне;

- понимание неизбежности вложения дополнительной энергии в интенсивных технологиях, резкое возрастание роли квалификации и технологической дисциплины в современном интенсивном производстве продовольствия по сравнению с традиционными технологиями;

- усвоение того, что интенсификация производства продовольствия – одна из самых важных причин обострения общих экологических проблем.

Требования к уровню содержания курса

После усвоения курса студенты должны иметь ясные представления о растениеводстве, как теоретической дисциплине, призванной обеспечить эффективность получения продуктов питания для населения, кормов для животноводства и сырья для легкой и пищевой промышленности. С другой стороны воспринять растениеводство, как дисциплину с высокой степенью практической значимости, которая служит основой (матрицей) для повышения качества усвоения общебиологических дисциплин. Это повышает восприятие и закрепление их материала, связывает с реалиями жизни.

Введение

Определение растениеводства как науки, связи с другими дисциплинами. Повышение значимости «личного» растениеводства в условиях современной индустриализации, как наиболее рационального варианта профилактики гипокинезии и обеспечения личной рекреации. Пути и способы управления развитием растений на разных уровнях: «полевая культура → огород → парники и легкие пленочные теплицы → капитальные теплицы → фитотроны». Программирование высокого урожая, гарантии его получения и проблема качества продукции в растениеводстве.

Структура растениеводства как отрасли хозяйства. Исторические аспекты. Культурные растения их происхождение, принципы классификации культурных растений. Задачи получения продуктов питания для населения, кормов для животноводства и сырья для легкой и пищевой промышленности. Основные изменения в структуре площадей и продукции растениеводства в 20-21 веках.

Основная задача курса на биологическом факультете ПГУ состоит в том, чтобы ознакомить студентов с современным состоянием задач и проблем растениеводства, возделывания растений. Рассмотрение связи с проблемами обострения продовольственного обеспечения и ухудшением экологической обстановки в мире и в России. Особое значение неизбежности дальнейшего роста дополнительной энергии, какую приходится вкладывать в производство продовольствия при интенсивны индустриальных технологиях. Интенсификация производства продовольствия как причина обострения экологически вопросов.

 

Общее земледелие как часть растениеводства

Составные блоки земледелия: система обработки почвы; система удобрений; севообороты; механизация и электрификация; Охрана почв и почвенного плодородия (защита от эрозии и загрязнения, снегозадержание, почвозащитное лесоведение и т.д.).

Эволюция систем земледелия от древних (залежная, переложная, подсечно-огневая) к современным (паро-пропашная, плодосменная, интенсивная); монокультура, ее преимущества и недостатки. Экстенсивные и интенсивные технологии в системах земледелия. Интенсивное пастбищное использование земли.

Обработка почвы, ее задачи. Виды пахоты, их характеристика. Поверхностные рыхления: боронование, культивация, лущение, прикатывание ребристыми катками, междурядные культивации. Системы зяблевой, пропашной, полосной и минимальной обработки.

Сорные растения, классификации, меры борьбы с различными группами сорняков.

Качество полевых работ, системы контроля агротехнологии.

 

Полевые культуры

Классификация культур по используемому продукту и другим показателям.

Зерновые культуры. Площади посева, урожай и сбор зерна в мире, СССР и России. Суть «зеленой революции», ее результаты в Европе, России и в «третьем мире».

Хлеба первой группы или обыкновенные хлеба. По каждой культуре характеризуется: хозяйственное значение культуры, районы возделывания, особенности агротехники, урожайность. Происхождение культур, эколого-ботаническая характеристика. Требования культуры к почвенным и климатическим условиям, особенности роста и развития. Фенофазы и специфика их прохождения. Виды, разновидности, формы и сорта, и распространение. Основы селекции, элита, репродукции.

 

Отдельные культуры

Зерновые хлеба. Обыкновенные хлеба или хлеба первой группы. Распространение в мире, в СССР и в России, площади, урожайность, сборы.

Пшеница. Общее хозяйственное и продовольственное значение. Районы возделывания в России и в Пермской области твердой и мягкой пшеницы, высококлейковинные «сильные» сорта мягкой пшеницы с повышенными хлебопекарными качествами. Другие виды пшеницы, их селекционное значение. Биологические особенности мягкой яровой пшеницы, требования к почве и климату, особенности роста и развития, прохождения фенофаз; сорта и особенности агротехники в Пермской области.

Озимая пшеница, общие особенности. Понятие зимостойкости. Использование зерна пшеницы: продовольственное, техническое, фуражное.

Рожь. Хозяйственно-экономическое значение, происхождение, районы возделывания, площади, сорта. Агротехника, роль своевременной подготовки почвы и доопыления.

Ячмень. Хозяйственно-экономическое значение, роль в преодолении дефицита белка и незаменимых аминокислот. География возделывания. Ботанико-биологическая характеристика, двурядные и многорядные ячмени, пленчатая и голозерная формы. Агротехника ячменей, особенности продовольственных, пивоваренных и фуражных сортов.

Овес. Значение, происхождение, распространение, ботанико-биологические особенности. Пленчатые и голозерные формы. Агротехнология, сорта.

Хлеба второй группы или просовидные хлеба. Просо, сорго, рис, - общая характеристика.

Кукуруза. Общая характеристика, происхождение, история возделывания в стране и в Пермской области. Агротехнология, сорта, ЦМС-технологии кукурузы и сорго и гетерозисные гибриды.

Гречиха. Общая характеристика как диетической продовольственной и ценной медоносной культуры. Особенности агротехнологии (диморфизм цветков, индетерминантное цветение).

Зерновые бобовые. Значение в производстве продовольственного и фуражного белка. Общая характеристики сои, фасоли, гороха, вики, бобов, нута, чины, чечевицы. Дефицит триптофана. Соя как масличная и белковая культура мирового значения. Проблема уборки полегающих бобовых культур. Применение нитрагина. Агротехнологические и ботанико-биологические особенности бобовых культур.

Масличные культуры. Хозяйственно-экономическое значение, пищевые и технические масла. Ботанико-биологическая характеристика. Районы возделывания, площадь, урожайность. Подсолнечник, горчица, лен, конопля, клещевина.

Прядильные культуры. Группировка и районы возделывания, народнохозяйственное значение. Лен, хлопчатник, конопля, джут, кенаф.

 

Корнеплоды и клубнеплоды.

Картофель. Происхождение, ботанико-биологическая характеристика, значение как продовольственной, технической и кормовой культуры. Сорта столовы, кормовые, технические и универсальные. Агротехнология, значение глубокой обработки, междурядных рыхлений. Суть «голландской» технологии выращивания картофеля, гарантирующей урожай 400 ц/га. Отличия технологии раннего картофеля.

Сахарная свекла. Районы выращивания, народнохозяйственное значение. Морфологические и биологические особенности культуры, требования к почвенным и климатическим условиям. Агротехнология.

Кормовые культуры.

Кормовые корнеплоды, силосные культуры. Значение и как молокогонных кормов.

Однолетние и многолетние травы вика, овес, могар, клевер, люцерна, донник, тимофеевка, костер и др. Значение, распространение, площади возделывания, основы агротехники. Использование на сено, силос, зеленый корм, пастбищный корм.

Преимущества производства животноводческих продуктов питания на пастбищном корме.

 

Овощеводство

Значение овощей для питания и обеспечения сырьем овощеконсервной промышленности. Незаменимость овощей в питании в связи с тем, что они обеспечивают стабильное функционирование пищеварения. Ситуация с обеспечением овощами в мире и в России. Дефицитность по овощам жестче, чем по мясу. Причины дефицита в России, особенно в северных раонах.

Общие особенности технологии возделывания овощей в открытом и различных видах закрытого грунта. Рассадные технологии. Традиции и новации овощеводства в мире и в России. Особенности технологии Миттлайдера. Гидропоника в овощеводстве и цветоводстве, конструктивные и технологические особенности. Клоновые технологии распространения сортов и гибридов.

Классификация овощей по ботанической принадлежности и технологическим особенностям. Характеристика парников, теплиц, видов обогрева.

Размножение овощей. Специфика рассадной, семенной и выгоночной технологий.

Отдельные овощные культуры:

Капуста (белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, пекинская, китайская, кольраби);

Овощные корнеплоды (морковь, свекла, редька, брюква, репа, пастернак, сельдерей, петрушка);

Томаты. Огурцы. Луки (чеснок). Зеленные и пряные культуры. Спаржа.

По каждой культуре приводятся историческая справка, агробиологическая характеристика и сортамент, особенности технологии возделывания, цены.

 

Садоводство,  ягодоводство цветоводство.

Значение плодов и ягод в питании. Исторические справки о культурах. Ситуация в Пермской области.

Общая характеристика распространения и технологии возделывания  смородины, малины, облепихи, ирги, вишни, яблони, садовой земляники, крыжовника. Сорта, особенности биологии.

Особая важность глубокой обработки «на перевал» для обеспечения приживаемости, многолетности и зимостойкости всех садовых культур.

Бахчевые культуры. Общая характеристика.

Цветоводство декоративное и товарное (на срез). Основные выгоночные культуры, технологии, цены.

Распределение часов курса по формам и видам работ

N

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия, в т.ч.

Самосто
ятельная работа

Лекц.

Прак.

1

Предмет, содержание и задачи курса «растениеводство».

4

2

 

2

2

История, исторические и современные системы земледелия

8

4

 

4

3

Агротехнологическая характеристика факторов роста растений

6

2

 

4

 

Системы обработки почвы

6

2

2

2

4

Экологические последствия земледелия.

6

2

 

4

 

Полеводство

10

4

4

2

 

Овощеводство. Специфические особенности роста и развития овощных культур, их значение для питания. Агротехнология отдельных овощных культур (обработка почвы, удобрение, уход, защита от вредителей и болезней)

22

8

6

8

 

Садоводство, ягодоводство, цветоводство

16

4

4

8

 

Итого

78

28

16

34

Форма итогового контроля

Экзамен

Учебно-методическое обеспечение курса.

Авторская версия курса подготовлена в компьютерном варианте. Имеются методические указания по выполнению лабораторных работ.

1) Рекомендуемая литература обязательная

Растениеводство. Под ред. П.П.Вавилова, М., Агропромиздат, 1986. 512 с.

Алабушев В. А., Алабушев А. В. Растениеводство. Учебное пособие. Ростов – на-Дону. ИЦ «Март», 2001, 384 с.

Долгачева В. С. Растениеводство: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Издат - во: Академия, М., 1999.

2) Рекомендуемая литература дополнительная

Аграрная политика. Учебное пособие. Новичков В.И., Калашников И.Б. Новичкова В.И. 288 стр., Изд-во: «Маркетинг», М., 2001 г.

Растениеводство. В. А. Федотов, Ю. С. Колягин, В. П. Овсянников и др. Учебник для сельскохозяйственных вузов. Воронеж. - 411 с.

Кирюшин В.И. Экологизация земледелия и технологическая политика. М.: изд-во МСХА. 2000. 474 с.

Минеев В.Г., В.Д.Панников. Почва, климат, растение, удобрение и урожай. М. Агропромиздат, 1989.

И.П.Бабьева, Г.М.Зенова. Биология почв. М., Изд-во МГУ, 1989.

В.Ф.Вальков. Почвенная экология. М. Агропромиздат. 1986

Г.В.Добровольский, Л.А.Гришина. Охрана почв. М.,Изд-во МГУ, 1985.

Карпачевский Л.О. Экологическое земледелие. М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1993. 184 с.

В.Г.Минеев. Агрохимия. М. МГУ., 1990.

 

Составитель: А.В.Накаряков, к.б.н., доцент.

 

Используются технологии uCoz