А.В.Накаряков.
Пермский университет.
Здоровье почв и наше будущее // Экологические основы стабильного развития Прикамья – Пермь,
2000. С. 222-225
История взаимоотношений человека и природы - это в
существенной мере история производства продовольствия и средств существования
за счет ресурсов биосферы, в том числе почвенных ресурсов. Алгоритм этого
процесса можно представить так: рост населения ®
рост потребностей ® рост нагрузки на среду обитания.
В ограниченном пространстве рост не может быть бесконечным,
неизбежно исчерпание ресурсов, в том числе и почвенных, и наступление кризиса. Такой кризис и наступил.
Признание этого в мире обычно связывают с выходом книги Д.Форрестера
"Мировая динамика" в 1971 году (перевод в СССР издан в 1978 году). В
течение последующих 10-20 лет экологическая проблема вышла на
первое место в мировом сознании по остроте, потеснив
продовольственную и военную проблемы. Следует отметить, что первым из ученых -
естественников на принципиальную ограниченность Земли для роста населения
указал В.И.Вернадский (ученик В.В.Докучаева) в работе "Научная мысль как
планетное явление" (написанная в 1936 году эта работа по политическим
мотивам не была опубликована при жизни ученого, "Правда",11.03.1988
г. ), где он писал, что полная заселенность суши Земли достигнута
впервые в истории; дальнейший рост населения возможен только за счет
интенсификации производства средств жизнеобеспечения. Защиту от кризиса В.И.Вернадский
предложил в концепции "от биосферы к ноосфере". Суть этой
концепции - разумное регулирование процессов взаимоотношения человека и
природы в планетарном масштабе, на основании научно-технического
прогресса.
За прошедшие годы концепции В.И.Вернадского не предложено
конкурентоспособной альтернативы. Кризис же развивается; публикуются мнения и
прогнозы, что "человечеству осталось жить 20-25 лет..."
(Комсомольская правда, 5.12.1992). Крупных неприятностей в грядущем не отрицает
никто из ученых, специально занимающихся проблемами экологии. Большинством они
прогнозируются не как мгновенная гибель, а как растянутое во времени ухудшение
условий жизни, увеличение смертности, уменьшение рождаемости и, как итог,
сокращение населения. В России эти процессы очевидны. В числе общих мер
защиты от надвигающихся неприятностей состоит и проблема экологического
образования.
В концепции В.И.Вернадского важная роль отводится разумному
обращению с почвенными ресурсами. Чтобы успешно решать проблемы получения
здоровой пищи, поддержания чистоты воды, воздуха и эстетически ценного
ландшафта, почвы необходимо беречь и поддерживать их в здоровом функциональном
состоянии. Почвы являются главным партнером живого
(человек - часть живого) в обмене
веществ и энергии (планетарном метаболизме) и вообще, как выяснено в последние
годы, является важнейшим регулятором потоков вещества и энергии в биосфере, но
это пока недостаточно осознается людьми. Доля самого почвоведения в
образовательных программах не по заслугам уменьшена. А между тем важная
роль почв в обеспечении здоровой среды обитания достаточно наглядна для
иллюстрирования экологических проблем в системе образования.
Практически вся питьевая вода - это вода осадков, прошедшая
через почву. В зависимости от состояния почвы свойства воды могут как
улучшиться, так и ухудшиться. Например, может уменьшиться кислотность
“кислотных дождей”, но может и произойти насыщение воды ядовитыми компонентами
при просачивании через отравленную химикатами почву. Изменяются и свойства
почвы, - обладая мощной адсорбционной способностью, она связывает многие
потенциально вредные вещества (например, тяжелые металлы, нуклиды и т.п.) и
этим смягчает их токсичное воздействие на все живое, особенно в экстремальных
ситуациях при аварийных выбросах. Однако поглощающая емкость почв ограничена и
насыщенная сверх лимита почва сама превращается в постоянно действующий
загрязнитель. Неорганические загрязнители либо адсорбируются, либо связываются
в нейтральное соединение (как хлористый барий в сульфат бария), а органические
отчасти адсорбируются, а отчасти разлагаются. В обоих случаях от состояния
почвы зависит - какая часть загрязнителей и насколько надежно будет
нейтрализована, либо переработана. Та почва, которая находится в лучшем
состоянии для культурных растений, нейтрализует или переработает больше
загрязнителей.
Почвы влияют на чистоту воздуха, - пыльные бури,
захватывающие миллионы квадратных километров - реальность на земном шаре, а
случаются они обычно из-за того, что почва выведена из здорового состояния,
избыточно распылена и не закрыта растительностью. Косвенно почвы влияют на
чистоту воздуха на всем земном шаре, - в хорошем состоянии обеспечивают
оптимальный рост растений и хорошую очистку ими воздуха от пыли, золей, газов,
обогащение его кислородом. Выведение почвы из здорового функционального
состояния любым образом неизбежно ухудшает и чистоту воздуха. Серьезную
озабоченность вызывает вероятность развития потепления за счет
"парникового эффекта" - потепления климата от накопления в воздухе СО2,
выделяющейся при использовании всех видов топлив. Лучший способ отдалить
парниковый эффект - это связать СО2, законсервировать в почвенном гумусе, - и
опасность парникового эффекта смягчится и плодородие почвы повысится. Запас
гумуса в почве - это капитал плодородия для будущих поколений.
Таким образом, от состояния почв зависят многие важные
стороны поддержания оптимальной экологической ситуации. Для успешного
выполнения своей регулирующей роли почвы сами нуждаются в защите. Главные
опасности для почв следующие: 1) застройка, - полностью выключает площадь из
регуляции экосистем; 2) истощение по минеральным и органическим компонентам.
Закон возврата Либиха не выполняется практически нигде в области, запасы гумуса
необратимо расходуются на обеспечение растений азотом; 3) кислотность - для
Пермской области на первом месте по отрицательному воздействию на экосистемы;
4) переуплотнение подпахотных горизонтов тяжелой техникой; почвы продавливаются
и уплотняются на большую глубину, чем глубина вспашки, условия для корневых
систем оказываются хуже, чем были до тракторов и удобрений. Косвенная причина
этого - кислотность, кислые почвы сильнее уплотняются и труднее рыхлятся, чем
нейтральные; 5) эрозия, смывается и загрязняет водоемы верхний, наиболее
удобряемый слой почвы; 6) зарастание пашен малоценным лесом; 7) заболачивание,
в т.ч. сложных мелиоративных систем, таких, как "Красава". 8)
загрязнение: а) химикатами; б) солями (хлоридами из Соликамска); в) отходами
(здесь даже потенциальные удобрения могут превращаться в загрязнения, т.к.
кислые переуплотненные почвы на справляются с переработкой поступающих,
веществ. Будь почва произвесткована и в хорошем физическом состоянии, она
способна переработать в безвредные простые вещества очень многие загрязнители);
г) нуклидами (Осинский и северные атомные мирные взрывы).