К определению мотивов благотворительности кунгурских меценатов.

А.В.Накаряков

г. Пермь

 

Все, что я нажил для себя, ушло от меня с кончиной. Все, что я отдал людям, осталось со мной. Жизнь человеческая - это только дымка.

Христианская мудрость

Почему в Кунгуре и окрестностях храмов так много, а в Невьянске и вообще на восточном склоне Урала – так мало. Это несмотря на то, что обороты денег на восточном склоне очевидно больше, все-таки мировой лидер по металлургии и золотодобыче в 18-19 веках. Этот вопрос занимает меня уже более 30 лет.

Так получилось, что родом я из кунгурского края, а лучшие молодые годы (1971-1992) прошли в экспедициях на восточном склоне Урала, - гевьянск, село Аятское (это напротив, через горы, на той же широте, что Кунгур). Невьянск – это «столица» Демидовых, в 1770 году в нем было 4000 душ мужского пола (Анимица,1975), а в Кунгуре в 1770 году было меньше, - 2611 мужских душ (Лепихина,1999).

Церковь в Невьянске одна и она небольшая меньше церкви села Ленск, примерно такая, как в Кособаново или в Колпашниково. Естественно, я все годы возвращался к вопросу – почему? Почему в знаменитом городе Невьянске, через который денег прошло очень много (кроме того, что столица уральской металлургии, – Невьянск и один из главных центров золотодобычи на Урале), единственный храм такой скромный, какие в кунгурском крае имеются в каждом скромном селе. Аятская слобода упоминается с 1669 года, число жителей в этом селе доходило до 2000 (на пике «золотой лихорадки 19 века) абсолютное большинство православных, а храма вообще нет.

Еще в 1970-е годы, когда это было «не принято», я пытался уяснить, хотя бы для себя, - в чем причины, не пропускал ни одного собеседника (их наберется более сотни). Страна одна, губерния была одна, географически рядом, народ один, вера одна, но денег в Невьянском крае было явно больше, а храмов меньше. Историки это объясняли тем, что мол – староверы. Мне это объяснение представляется частичным. Староверов немало было и в кунгурских краях. «Уральский Афон» на Белой горе возводился как миссионерский.

Более убедительной выглядит народная версия, что «золотые» деньги и «хлебные» деньги – разные деньги.

Ко времени Грибушина и Губкина храмы были уже выстроены и обновлены.

 

Сасанидское серебро. На верхней Каме и Северном Урале сохранилось, а на месте производства – нет. Так же и Неволинская культура – памятники не сохранились потому, что были в районе активной жизни. На севере сохранились в связи с превращением его в захолустье.

Торговля. Вряд-ли Сасанидское серебро было главным товаром, поставляемым с юга. Скорее оно было довеском к тканям. По логике жизни, экологии и археологическим находкам (металлические и костяные части одежды, украшения) ткани должны были быть главным товаром в торговле с Югом (Ираном). Просто ткани истлели, а серебро и бляшки-пряжки остались. Они служат показателем путей-дорог и интенсивности. Коли на переплавке серебряной посуды вырос купец-предприниматель общероссийского масштаба (В.Н.Алин, (по В.В.Косточкину)), то можно оценить интенсивность торговли.

 

Грибушин стал Грибушиным на не пустом месте. Он – отражение общей жизненной ситуации в то время. Заработать миллионы на продаже чая можно было только в процветающей стране.

Возможно ли такое в наши дни – вопрос непростой. Покупательная способность населения явно ниже. И источник нынешней покупательной способности – другой, огрызки с нефтяного пира («во время чумы»).

Аграрная партия не прошла в Думу. А что народ. Народ безмолвствует.

Пишется о М.И.Грибушине, но жена его по «купеческому размеру» превзошла супруга. И крупно превзошла. А сколько успешных предпринимателей не имели достойных продолжателей?!

Развитие водного и ж/д транспорта стимулировало развитие гужевого транспорта «на подвозе» на берегах крупных рек создавались перевалочные базы, на которые по зимнему пути подвозили товары расторопные люди-купцы. «Честное купеческое слово» заменяло банковские чеки и работало успешно, что доказывают результаты.

Успех М.И.Грибушина и других чаеторговцев.

 Почему М.И.Грибушин?

Вопрос вторичен. Не был бы М.И.Грибушин, нашелся бы другой. Первичен вопрос: Почему Кунгур?

Столица ушла в Пермь, а деловая активность оставалась.

Почему столько храмов? Явно свыше необходимости. Та же Пермь обходилась относительно меньшим количеством храмов.

Борьба за души прихожан. Урал был все-таки одним из важных центров старообрядчества, а Екатеринбург – столица старообрядчества на Урале. Настоящее исследование этих обстоятельств еще не началось.

Главные меценаты именно чаеторговцы Губкин, Грибушин и их потомки.

Самовар – истинно русское изобретение. Не было бы самовара – вся история России была бы другая.

Самовар – один из ответов на успех чаеторговцев. Резко возросшая активность гужевых перевозок по зимнему пути, создание систематической сети «ямов» - вот тот мощный стимул, который двигал чайное дело. Согреться чайком после нескольких десятков верст по зимней стуже – кусочек рая. И мыслится после этого - о высоком. Вот и путь к осознанию потребности в божественном, обобщающем, подводящем к необходимости храма.

Годится изложенное как вариант ответа на вопрос: Почему именно в Кунгуре столько храмов? А почему бы нет. Не слабее других.

«Зачем дорога, если она не ведет к храму». Тенгиз Абуладзе – «Покаяние». Как-то забыли. Не покаялись. Ельцина избрали. Обойдется ли?

ХХ век не дал Кунгуру личностей сравнимых с личностями века Х1Х. Почему?

Сочинить можно.

Правильно ответить вряд-ли.

Ответят потомки. Нам объективно не ответить. Слишком близко, тревожно и страшно.

 

Итак, первый мотив благотворительности ясен – оставить память. Но он вряд ли достаточен. Весомо действовал и второй – как бы дети не спились на дармовых деньгах. Опасение было действенное.

И еще стимул, косвенный – не было возможности тратить деньги так, как Абрамовичи ныне.

Главный стимул, все же , по мнению автора, - это «чувство неудобства» перед трудными деньгами соседей-хлеборобов.

Используются технологии uCoz