К определению мотивов
благотворительности кунгурских меценатов.
А.В.Накаряков
г. Пермь
Все,
что я нажил для себя, ушло от меня с кончиной. Все, что я отдал людям, осталось
со мной. Жизнь человеческая - это только дымка.
Почему в Кунгуре и окрестностях храмов так много, а в
Невьянске и вообще на восточном склоне Урала – так мало. Это
несмотря на то, что обороты денег на восточном склоне очевидно больше, все-таки
мировой лидер по металлургии и золотодобыче в 18-19 веках. Этот вопрос занимает
меня уже более 30 лет.
Так получилось, что родом я из кунгурского края, а
лучшие молодые годы (1971-1992) прошли в экспедициях на восточном склоне Урала,
- г.Невьянск, село Аятское (это напротив, через горы,
на той же широте, что Кунгур). Невьянск – это «столица» Демидовых, в 1770 году
в нем было 4000 душ мужского пола (Анимица,1975), а в Кунгуре в 1770 году было
меньше, - 2611 мужских душ (Лепихина,1999).
Церковь в Невьянске одна и она небольшая меньше церкви
села Ленск, примерно такая, как в Кособаново или в Колпашниково. Естественно, я
все годы возвращался к вопросу – почему? Почему в знаменитом городе Невьянске,
через который денег прошло очень много (кроме того, что столица уральской
металлургии, – Невьянск и один из главных центров золотодобычи на Урале),
единственный храм такой скромный, какие в кунгурском крае имеются в каждом скромном
селе. Аятская слобода упоминается с 1669 года, число жителей в этом селе
доходило до 2000 (на пике «золотой лихорадки 19 века) абсолютное большинство
православных, а храма вообще нет.
Еще в 1970-е годы, когда это было «не принято», я
пытался уяснить, хотя бы для себя, - в чем причины, не пропускал ни одного
собеседника (их наберется более сотни). Страна одна, губерния была одна,
географически рядом, народ один, вера одна, но денег в Невьянском крае было
явно больше, а храмов меньше. Историки это объясняли тем, что мол – староверы.
Мне это объяснение представляется частичным. Староверов немало было и в
кунгурских краях. «Уральский Афон» на Белой горе возводился как миссионерский.
Более убедительной выглядит народная версия, что
«золотые» деньги и «хлебные» деньги – разные деньги.
Ко времени Грибушина и Губкина храмы были уже
выстроены и обновлены.
Сасанидское серебро. На верхней Каме и Северном Урале
сохранилось, а на месте производства – нет. Так же и Неволинская культура –
памятники не сохранились потому, что были в районе активной жизни. На севере
сохранились в связи с превращением его в захолустье.
Торговля. Вряд-ли Сасанидское серебро было главным
товаром, поставляемым с юга. Скорее оно было довеском к тканям. По логике
жизни, экологии и археологическим находкам (металлические и костяные части
одежды, украшения) ткани должны были быть главным товаром в торговле с Югом
(Ираном). Просто ткани истлели, а серебро и бляшки-пряжки остались. Они служат
показателем путей-дорог и интенсивности. Коли на переплавке серебряной посуды
вырос купец-предприниматель общероссийского масштаба (В.Н.Алин, (по
В.В.Косточкину)), то можно оценить интенсивность торговли.
Грибушин стал Грибушиным на не пустом месте. Он –
отражение общей жизненной ситуации в то время. Заработать миллионы на продаже
чая можно было только в процветающей стране.
Возможно ли такое в наши дни – вопрос непростой.
Покупательная способность населения явно ниже. И источник нынешней
покупательной способности – другой, огрызки с нефтяного пира («во время чумы»).
Аграрная партия не прошла в Думу. А что народ. Народ
безмолвствует.
Пишется о М.И.Грибушине, но жена его по «купеческому
размеру» превзошла супруга. И крупно превзошла. А сколько успешных
предпринимателей не имели достойных продолжателей?!
Развитие водного и ж/д
транспорта стимулировало развитие гужевого транспорта «на подвозе» на берегах
крупных рек создавались перевалочные базы, на которые по зимнему пути подвозили
товары расторопные люди-купцы. «Честное купеческое слово» заменяло банковские
чеки и работало успешно, что доказывают результаты.
Успех М.И.Грибушина и других чаеторговцев.
Почему
М.И.Грибушин?
Вопрос вторичен. Не был бы М.И.Грибушин, нашелся бы
другой. Первичен вопрос: Почему Кунгур?
Столица ушла в Пермь, а деловая активность оставалась.
Почему столько храмов? Явно свыше необходимости. Та же
Пермь обходилась относительно меньшим количеством храмов.
Борьба за души прихожан. Урал был все-таки одним из
важных центров старообрядчества, а Екатеринбург – столица старообрядчества на
Урале. Настоящее исследование этих обстоятельств еще не началось.
Главные меценаты именно чаеторговцы Губкин, Грибушин и
их потомки.
Самовар – истинно русское изобретение. Не было бы
самовара – вся история России была бы другая.
Самовар – один из ответов на успех чаеторговцев. Резко
возросшая активность гужевых перевозок по зимнему пути, создание
систематической сети «ямов» - вот тот мощный стимул, который двигал чайное
дело. Согреться чайком после нескольких десятков верст по зимней стуже –
кусочек рая. И мыслится после этого - о высоком. Вот и
путь к осознанию потребности в божественном,
обобщающем, подводящем к необходимости храма.
Годится изложенное как
вариант ответа на вопрос: Почему именно в Кунгуре столько храмов? А почему бы
нет. Не слабее других.
«Зачем дорога, если она не ведет к храму». Тенгиз
Абуладзе – «Покаяние». Как-то забыли. Не покаялись. Ельцина избрали. Обойдется
ли?
ХХ век не дал Кунгуру личностей сравнимых с личностями
века Х1Х. Почему?
Сочинить
можно.
Правильно
ответить вряд-ли.
Ответят
потомки. Нам объективно не ответить. Слишком близко, тревожно и страшно.
Итак, первый мотив благотворительности ясен – оставить
память. Но он вряд ли достаточен. Весомо действовал и второй – как бы дети не
спились на дармовых деньгах. Опасение было действенное.
И еще стимул, косвенный – не было возможности тратить
деньги так, как Абрамовичи ныне.
Главный стимул, все же , по
мнению автора, - это «чувство неудобства» перед трудными деньгами
соседей-хлеборобов.