Для специальности «Экология»
- действующей законодательной
базой;
- экологической ситуацией в
районе деятельности;
- действующими нормами составления рабочей документации
- данными систематического отслеживания ситуации – мониторинга.
2. Задачи дисциплины
Задачи дисциплины
«Экологическая экспертиза» состоят в приобретении необходимого объема знаний о
состоянии праворегулирующей базы в экологической проблематике, методикой и
правилами экологического обоснования проектов хозяйственной деятельности и
контроля над их выполнением.
3. Требования к уровню содержания курса
Общая трудоемкость дисциплины
составляет 100 часов, из них 70 часов отводится на работу с преподавателем (34
часа лекционный курс и 36 часов практические занятия) и 30 часов на
самостоятельную работу. Обучение проводится в течение одного семестра, включая
самостоятельную работу студентов
Результатом работы студентов
над курсом должно быть умение ориентироваться в правовой, информационной и
хозяйственно-экономической ситуации, определяющей экологическую обстановку
района экспертизы. Студент должен развить достаточный кругозор для участия в
экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) по разным
критериям: зоология, ботаника, санитария, аналитические характеристики контроля
среды.
По базовому содержанию курс
«Экологическая экспертиза» является обобщающим и результирующим курсом
биологического образования, подготавливающим к конкретной работе в области
контроля над экологической ситуацией, экспертными заключениями и
лицензированием. Успешная деятельность биоэколога по специальности возможна
только при достаточно глубоком и активном усвоении всего спектра биологических
и химических дисциплин.
Вместе с тем для применения
базовых знаний биолога-эколога в экспертизе и мониторинге необходим
специфический комплекс знаний и навыков по составлению экологической оценки,
оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Курс призван сформировать умение
применять информационную базу, предоставляемую мониторингом, для составления
экспертных оценок с учетом связей в экосистемах и прогноза развития
экологической ситуации с учетом природных флуктуаций и масштабов хозяйственной
деятельности.
Темы и краткое
содержание
1) Экологическая оценка: введение и краткий обзор. Истощение
ресурсов как основная причина обострения экологической ситуации. Опыт разных
стран по смягчению экологических проблем.
2) Законодательные,
политические и организационные рамки для систем экологической оценки.
Необходимость центрального законодательного регулирования как механизма
балансирования интересов производства и сохранения окружающей среды.
Необходимость информационной базы для лицензирования производства. Мониторинг
среды и экологическая оценка как информационная база решений о лицензиях.
3) Система экологической
оценки проектов (ЭОП) и цикл инвестиционного проектирования в СССР и в России.
Структура отраслевых экспертиз в СССР (их число достигало 900). Основной
контроль – через отвод земельного участка.
4) Участие общественности в
экологической оценке. Историческая справка. Активность общественности как
необходимое условие экологической стабилизации.
5) Анализ необходимости
экологической оценки (скрининг). Задача скрининга определить уровень
детальности и стоимости экологической оценки. Определяется набор методов и
проверяется их соответствие масштабам проекта.
6) Определение задач
экологической оценки. Определяются границы исследования в пространстве и
времени. Баланс местных подходов, действующих законов и интересов
общественности.
7) Оценка воздействия. Обзор
методов выявления источников и причин воздействия: 1-контрольные списки; 2 -
наложение карт; 3 – матрица Леопольда; 4 – пошаговые матрицы; 5 – анализ
воздействия на окружающую среду (ОВОС) по факторам. Их достоинства, недостатки
и доступность (в т.ч. по деньгам).
8) Смягчение воздействий и
управление ими. Определение возможностей проекта по минимизации ущерба на
основе реальных экономических затрат и выгоды.
9) Подготовка итогового
документа (доклада по ЭО). Структура, объем и содержание доклада по ЭО
определяются соотнесением требований законов и нормативов с возможностями
инициатора проекта и экологической обстановкой района его осуществления.
10) Аудит качества работ по
экологической оценке. Соотносятся (взвешиваются) требования и интересы ТРЕХ сторон: 1 - инициатора проекта, 2 -
общественности и 3 - органа (лица) принимающего решение.
11) Принятие решения. Роль
лиц, принимающих решения, структура методов и процедур обсуждения.
12) Систематическое
отслеживание экологических последствий проекта после начала его реализации.
Контроль над соблюдением проектных параметров, корректирование действий по
реальной ситуации.
13) Управление проектом по
экологической оценке. Управление проектом ЭО по сути представляет синтез
мониторинга (отслеживания) и экологической оценки в целях управления качеством
окружающей среды.
14) Перспективы развития
экологической оценки. Стратегическая экологическая оценка. Выход на высший,
общепланетарный экологический уровень. Неизбежность межгосударственной
координации. Пример – обсуждение квот на сжигание кислорода и финансового
регулирования – компенсации странам, сэкономившим квоты из выплат стран, их
перерасходовавших.
Разделы программы
|
|
Всего |
Лекции |
Лаб |
Сам |
1 |
Экологическая оценка: введение и
краткий обзор |
2 |
2 |
|
|
2 |
Законодательные, политические и
организационные рамки для систем экологической оценки |
8 |
4 |
4 |
2 |
3 |
Система экологической оценки
проектов (ЭОП) и цикл инвестиционного проектирования в СССР и в России |
12 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Участие общественности в
экологической оценке |
8 |
2 |
4 |
2 |
5 |
Анализ необходимости
экологической оценки (скрининг). |
6 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Определение задач экологической
оценки |
6 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Оценка воздействия |
8 |
2 |
4 |
2 |
8 |
Смягчение воздействий и
управление ими |
8 |
2 |
2 |
4 |
9 |
Подготовка итогового документа
(доклада по ЭО). |
10 |
4 |
4 |
2 |
10 |
Аудит качества работ по
экологической оценке |
8 |
2 |
4 |
2 |
11 |
Принятие решения |
6 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Систематическое отслеживание
экологических последствий проекта после начала его реализации |
6 |
2 |
2 |
2 |
13 |
Управление проектом по
экологической оценке |
6 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Перспективы развития
экологической оценки |
4 |
2 |
|
2 |
|
Итого |
100 |
34 |
36 |
30 |
Учебно-методическое обеспечение курса
1) Рекомендуемая литература
обязательная
Вторжение в природную среду.
Оценка воздействия. М.:Прогресс.1983.192 с.
Ли Н. Экологическая
экспертиза. Учебное руководство. /Пер. с английского под ред. С.М.Говорушко. —
М.: Экопрос, 1995.
Конвенция об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. — Нью-Йорк, Женева:
ООН. Европейская экономическая комиссия, 1991. Подписана Правительством СССР
06.07.91. Подтверждено Правительством РФ от 13.01.92 № Н-N11, ГП МИД РФ.
Шайкин А.Б., Кулигин А.П.,
Александров А.Н. Принципы оценки воздействия на окружающую среду: Учебное
пособие обучающего курса. — Екатеринбург: Центр экологического обучения и
информации, 1998
2) Рекомендуемая литература
дополнительная
Справочное пособие по
экологической оценке. В 3-х томах. — Вашингтон: Всемирный банк, 1991.
Федеральный закон “Об экологической экспертизе” № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г.
Закон РСФСР “Об охране
окружающей природной среды” № 2060-1 от 19 декабря 1991 г. (ред. от 2 июня
1993 г. №5076-1).
Положение об оценке
воздействия на окружающую среду. Утверждено Приказом Минприроды РФ № 222
от 18 июля 1994 г. Зарегистрировано Минюстом РФ 22 сент. 1994 г. № 695.
Инструкция по экологическому
обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утверждено Приказом Минприроды
РФ № 539 от 20 декабря 1995 г.
Руководство по проведению
оценки воздействия на окружающую среду при разработке обоснований инвестиций в
строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства,
реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации или
ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов // Управление
окружающей средой: Информ. бюлл. — №6. Изд.2-е дополн., 1998. — С. 160–211.
Составитель
А.В.Накаряков, к.б.н.,
доцент